Вот и опять дорога.
И стук железных колёс.
Я снова решил поехать
В страну своих призрачных грёз.
В край Зуши и речки Нугрь,
Где горки ещё круты,
Где неба шатёр бездонный,
Где наши остались следы.

Как и 2 года тому назад июньским вечером в пятницу я снова сел в поезд «Ласточка», который через 3,5 часа доставил меня из Москвы в город Мценск. Традиционная встреча на вокзале с инструктором Орловского турклуба «Сафари», один час езды на микроавтобусе и вот показался гостевой дом «Нугра», откуда утром следующего дня и началось велопутешествие.

Его маршрут был построен на основе радиальных выездов и насыщен интересными местами Орловщины, что позволило в полной мере насладиться природой этого удивительного края. У нашей группы, туристов из Москвы и Орла, получилась прекрасная возможность отвлечься от шума и суеты городов, интересно отдохнуть на природе. Живописные пейзажи окрестных лугов и лесов, в сочетании с интересными историческими местами, сделали велопутешествие ярким и запоминающимся.

Болхов - город, застывший в XIX веке

После завтрака мы выехали в старинный город Болхов, который стоит на крутых и извилистых берегах рек Нугрь и Болховка. Это один из самых красивых и богатых святынями городов Центральной России, дошедший до нас из глубины веков. На центральной площади Болхова мы увидели золотые купола и изысканную архитектуру старинных храмов, купеческих домов. Нас поразила самобытность этого небольшого провинциального городка, окружённого бескрайними Орловскими полями. Путешествуя по Болхову может показаться, что время в этом месте остановилось. Здесь царит атмосфера купеческого уезда середины XIX века со старинной архитектурой домов и улицами без рекламных вывесок.

Затем, выехав из города, мы свернули с асфальта и двигались по грунтовым дорогам и нешироким тропинкам. Вскоре городские пейзажи остались позади. А Троицкий Оптин монастырь и Спасо-Преображенский собор ещё долгое время белели за нашими спинами, как бы освещая нам путь. Березовые рощи и цветущие разнотравьем луга радовали глаз. Дорога, петляя вдоль живописной реки, привела нас в старинное село Спешнево, в котором мы посетили заброшенный храм Казанской Пресвятой Богородицы, построенный в начале XIX. В этот день наша команда, наслаждаясь великолепными видами, проехала 41 километр, в конце пути возвратившись в гостевой дом, где нас ждал не только радушный приём хозяев и ароматный ужин, но и растопленная русская баня.

Древнерусские городища

На следующий день наша группа совершила ещё один радиальный выезд. Сначала веломаршрут прошёл через древнеславянское городище в деревне Кишкино. Расположено оно на высоком мысе реки Нугрь и возвышается над речным потоком на 25-30 метров. Особенностью городища являются два вала, которые находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Учёные утверждают, что верхнеокские балты возводили валы городищ из слоёв плотной глины. В ходе строительства вала поверх очередного пласта иногда разводили костры для уплотнения основы. При раскопках археологи обнаружили культурный слой, содержащий лепную керамику конца I тыс. до н.э. – начала I тыс. н.э.

Эхо Великой Победы

Далее наше путешествие прошло по местам ожесточённых боёв времён Великой Отечественной войны. Именно здесь, на высоких берегах рек Ока и Зуша, немецкая армия прочно закрепила свои позиции. В 1941-1943 годах, пытаясь прорвать оборону, Красная армия несла огромные потери. В память о тех сражениях в 1970 году основан военно-исторический комплекс «Кривцовский мемориал». Подъехав к нему, мы почтили «минутой молчания» великий подвиг наших отцов и дедов.

Болховские горки

В пути были сделаны несколько остановок для фотосъёмки, отдыха, сбора ягод и грибов. В этот день мы проехали 31 километр по шоссе и пересечённой местности, которую в народе называют «Болховские горки», а наши велосипеды «TREK-3700» прекрасно справились с этой задачей. Вернувшись на базу и пообедав, мы простились с гостеприимными хозяевами и выехали на комфортабельном микроавтобусе на железнодорожный вокзал города Мценска.

Но свидание с «Болховскими горками», надеюсь, будет продолжено зимой, где нас ждут весёлые колядки в русской деревне, лыжные прогулки по живописным местам и поход–квест «В лес за ёлкой».

М.А. Эпштейн,
фото автора

Сегодня

Новости

ДЕНЬ ДОНОРА

Тебе не сложно прийти и спасти чью-то жизнь? Тогда мы ждем тебя!

Опрос

С какими направлениями работы профсоюзного комитета Вы знакомы?