В июле 2014 года сотруднику нашего предприятия М.А. Эпштейну удалось совершить увлекательное путешествие на велосипеде, байдарке и моторафтепо по северному Приладожью.

В окрестностях карельского посёлка Харлу на берегу реки Янисйоки, куда нашу группу доставили на микроавтобусе от Петрозаводского железнодорожного вокзала, мы пересели на горные велосипеды и отправились в путь. 22 км по пересечённой местности: спуски и порой продолжительные подъёмы, и вот, наконец, мы расположились на ночлег на берегу небольшого озера Ятяскелампи. Первый вечер — это, как правило, вечер знакомств. Оказалось, что почти вся наша сборная группа из Москвы и Московской области. Один только парень был из Орла, а два человека, причём один из них  мастер спорта СССР по туризму — из  Питера. Рассказы и воспоминания о былых путешествиях и походах... Мы, сидя у костра, пустив по кругу «кружку мира», и не заметили, как стемнело. Хотя темнотой это серое небо назвать было трудно: всё-таки стояли июльские ночи, и мы находились в южной Карелии.

Утро следующего дня выдалось ясным, температура воздуха +18 — отличная погода. Путь предстоял неблизкий: 25 км до озера Маткаселькялампи. И, по-прежнему: спуски и подъёмы по грунтовой дороге, иногда с мелкими камешками. Как и во всякой спортивной группе у нас образовались свои лидеры и аутсайдеры. Вслед за инструктором устремилась четвёрка спортивных парней и двух девушек. Я и мой товарищ всегда ехали в середине пелетона, стараясь, насколько хватало сил, не отставать от молодёжи. И вот первый промежуточный финиш дня — водопад Рускеала. Место не только красивое, но и примечательное тем, что здесь снимали знаменитый фильм «А зори здесь тихие». Далее наш путь проходил по асфальтированной трассе и привёл в одноимённый с водопадом горный парк «Рускеала», главной достопримечательностью которого является мраморный каньон — памятник индустриальной истории четырёх народов: русских, карелов, финнов и шведов. На протяжении столетий здесь добывали облицовочный и кальцитовый мрамор, которым украшены многие здания северной Европы, в том числе и дворцы Санкт-Петербурга. Сейчас штольни и штреки затоплены, в каньоне образовалось живописное озеро, а сам он включён в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Затем мы преодолели ещё несколько километров и прибыли на скалистый берег уже вышеупомянутого озера Маткаселькялампи, где и заночевали. Если кто-то вам расскажет, что поставить палатку опытному туристу — плёвое дело, это, конечно, так. Но без учёта того, что ты разогрет длительной велодорогой, а со всех сторон атакуют десятки комаров и прочих кровососущих мошек. Наконец лагерь был поставлен, костёр разведён и подняты кружки за прошедший день. На сон грядущий инструктор рассказал о том, что предстояло впереди.

Наступивший день не обманул наши ожидания. Он выдался интересным и очень длинным как по множеству событий, так и по длине трассы (28 км). Сначала дорога привела нас к зоогринпарку, где на сравнительно небольшой территории в условиях близких к естественным обитают десятки копытных животных умеренных и северных широт. Затем мы оказались на базе отдыха «Чёрные камни», расположенной на берегу озера Янисъярви. Здесь многое нопоминало о легендарном фильме «Бриллиантовая рука»: и само название базы, и ресторан «Плакучая ива», и оформление коттеджей. После перекуса на берегу озера наш путь продолжился. Опять были спуски и подъёмы, пока дорога снова не привела нас на берег реки Янисйоки, так же, как и озеро, имеющей в корневой части названия слово «Янис», что в переводе с финского означает «заяц».

Здесь мы провели две ночёвки, совершив утром следующего дня выезд на велосипедах вдоль берега реки вверх по её течению. Доехав до старого посёлка энергетиков, мы пересели на байдарки, погрузив велосипеды в ожидавший нас грузовик турфирмы. Затем пройдя по реке 12 км и обойдя по берегу две плотины старых финских ГЭС, мы пришли в базовый лагерь, откуда утром выезжали на велосипедах. Рыбалка, волейбол и купание в местной «джакузи», которую образовали пенные струи небольшого переката, так продолжалось комбинированное путешествие.

Следующий день наша группа провела исключительно на водных дорогах. Сначала — сплав на байдарках: несколько несложных перекатов, перекус, преодоление самого значительного в этом месте реки порога. Далее последовали длинные-предлинные плёсы, на которыхнаши байдарки растянулись на значительноерасстояние. К слову сказать, мой ветеранский экипаж ни в чём не уступал молодёжи и шёл впереди каравана из 8 лодок. Точкой окончания активной части маршрута стал мост в посёлке Ляскеля. Перегрузив снаряжение, продукты и вещи на моторафты, мы около двух часов шлипо Янисйоки, пока не вышли в Ладожское озеро.

Шхеры — так в северной части Ладоги называют многочисленные заросшие лесом, а час­то и каменистые острова. Два наших моторафта полтора часа после выхода в озеро шли в проливах между ними. И в конце долгого пути мы высадились на песчаном пляже соснового острова. Почти нет комаров. Зелёные лужайки. Романтическая бухта, открытая в безбрежные почти морские просторы. А моторафты лежат на кромке прибоя, словно выброшенные на берег киты. Казалось, что нашим судам, как живым существам, нужен отдых. Ведь утром мы планировали совершить переход к острову, где находится самая высокая вершина ладожских шхер — гора Айно.

Утро порадовало отличной погодой: ясно, +23 С. Необыкновенно красивые виды открывались во время движения моторафта. Вспоминались крылатые слова: «И на камнях растут деревья». С вершины горы Айно на горизонте в лёгкой дымке мы увидели Валаамский архипелаг. А ведь до него от этой точки почти 30 км! Спустившись на берег с почти 80-тиметровой высоты и искупавшись в прохладной чистой воде Ладоги, двинулись в обратный путь. На обед впервые в этом походе был приготовлен настоящий борщ. Днёвка всё-таки! Но самый главный сюрприз ожидал вечером — походная баня! Почти 5 часов ушли на разогрев «сердца» бани — груды крупных ладожских камней. А натянутая вокруг камней палатка вместила внутрь половину группы. Выбегая из бани, мы погружались в прохладные воды Ладоги.

Последний день похода всегда немного грустный. Последний переход на моторафтах обратно в посёлок Ляскеля. Последний взгляд на шхеры. Последнее «прощай», последнее «прости»... Кто-то уезжает из Ляскеля в Питер, кто-то в Петрозаводск, кто-то в Лодейное поле, а оттуда уже в Москву. В этот момент начинаешь понимать, что главное — это не маршрут, по которому ты идёшь, а команда, идущая по этому маршруту.

 

А всё кончается, кончается, кончается,

Едва качаются перрон и фонари.

Глаза прощаются, надолго изучаются —

И так всё ясно — слов не говори!

 

Под аккорды известной бардовской песни мы расстались. До новых встреч и походов, друзья! 

М.А. Эпштейн

Сегодня

Новости

ДЕНЬ ДОНОРА

Тебе не сложно прийти и спасти чью-то жизнь? Тогда мы ждем тебя!

Опрос

С какими направлениями работы профсоюзного комитета Вы знакомы?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: