С 5 по 7 апреля в городе Московский на базе Научно-методического центра профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации состоялся XIII съезд Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности «Оборонпроф».

Делегаты съезда и приглашённые заслушали и обсудили отчёты Центрального комитета и ревизионной комиссии профсоюза, основные направления деятельности профсоюза на 2016-2020 годы, изменения и дополнения в его Устав. Приняты решения съезда о новых составах Центрального комитета и ревизионной комиссии. Рассмотрен ряд других вопросов, по каждому из них приняты решения съезда. Председателем Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности избран Андрей Иванович Чекменёв.

В работе XIII съезда профсоюза «Оборонпроф» приняли участие: председатель ФНПР М.В. Шмаков; заместитель председателя коллегии ВПК РФ О.И. Бочкарёв; директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России К.А. Тарабрин; врио начальника Управления формирования ГОЗ и ГПВ Главного Управления вооружения Минобороны России Д.Е. Сорокин; руководитель аппарата генерального директора ГК «Ростех» О.Н. Евтушенко; генеральный директор АО «НПК «Техмаш» С.Н. Русаков; генеральный директор АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» С.П. Никулин.

Направили приветствия съезду, приняли участие и выступили руководители Союза машиностроителей России, холдинговых структур, предприятий и организаций, на которых действуют профсоюзные организации «Оборонпроф», родственных общероссийских профсоюзов, профсоюзов Азербайджана и Белоруссии.

После обсуждения оценки условий труда на предприятиях отрасли делегаты XIII съезда приняли и направили Обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева с перечнем конкретных предложений.

6 апреля в числе участников съезда на пленарном заседании выступил генеральный директор ФЦДТ «Союз» Юрий Михайлович Милёхин. Приводим тезисы его выступления:

— Уважаемые коллеги! Мне очень приятно от имени коллективов ряда оборонных предприятий Московской области сердечно приветствовать всех собравшихся в этом зале делегатов и гостей ХIII съезда Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности. Сегодня Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности — это мощная профсоюзная структура, которая твёрдо стоит на защите законных социально-трудовых прав и интересов трудящихся.

За прошедшие пять лет со дня проведения ХII съезда профсоюзов решён целый ряд важнейших для оборонно-промышленного комплекса страны вопросов, способствующих его развитию, повышению устойчивости функционирования, обеспеченности заказами, улучшению социально-экономического положения работников предприятий.

Необходимо отметить, что в эти годы продолжилось развитие взаимодействия всех органов профсоюзов работников оборонной промышленности с руководством предприятий, что принесло свои несомненные плоды. И в этом отношении мне хотелось поблагодарить руководство ЦК профсоюза и, прежде всего, его председателя Андрея Ивановича Чекменёва, председателя Московского областного профсоюза Ираиду Афанасьевну Куликову, их высокопрофессиональные и работоспособные коллективы.

При подготовке материалов к выступлению на съезде мы запросили у предприятий отрасли перечень общих вопросов, которые необходимо осветить на данном представительном форуме. По ходу изложения я на них остановлюсь подробнее. Накопленный за последние годы на предприятиях и в целом в оборонно-промышленном комплексе потенциал позволяет обеспечивать на ближайшую перспективу стабильность предприятий и выполнение государственных оборонных заказов (ГОЗ).

Нашим предприятием за период с 2011 по 2015 годы неуклонно наращивался объём выпуска научно-технической и промышленной продукции. За эти годы он увеличился более, чем в 2 раза (с 1 млрд. 874 млн. руб. до 4 млрд. 28 млн. руб.). Столь значительный рост производства позволил увеличить заработную плату работников на 78 %, создать новые рабочие места (численность увеличилась на 400 человек). Проведён капитальный ремонт производственных зданий и сооружений, столовых цеха питания, общежития для молодых специалистов. Социальные льготы и выплаты с 2012 года увеличились с 27,2 млн. руб. до 63 млн. руб. (в 2,3 раза).

Предприятия отрасли несут существенные затраты по предоставлению социальных гарантий сотрудникам. В частности, у нас это: выплаты иногородним работникам компенсации за проезд в общественном транспорте к месту работы, оплата за поднайм жилой площади для проживания, содержание детей работников в детских дошкольных учреждениях и т.д. Суммарные затраты предприятия на содержание соцсферы и обеспечение социальных льгот и гарантий за счёт прибыли составляют более 80 млн. руб. ежегодно.

Сегодня основную прибыль предприятия получают от реализации оборонной продукции. В соответствии с Законом № 275-ФЗ денежные средства на выполнение ГОЗ поступают на отдельные счета, с которых запрещается оплата расходов, не связанных с выполнением ГОЗ. Прибыль перечисляется предприятию только после выполнения головным заказчиком всех обязательств по госконтрактам. Таким образом, у предприятия возникает дефицит денежных средств на выполнение обязательств по финансированию соцсферы, социальных льгот и гарантий. Подобная ситуация складывается на всех предприятиях отрасли, да и оборонки в целом.

В этой связи необходимо подготовить предложения по внесению изменений в Закон № 275-ФЗ, чтобы разрешить расходовать денежные средства с отдельного счёта в пределах суммы прибыли по соответствующему заказу на финансирование социальной сферы и выплату социальных льгот и гарантий.

Кроме того, законодательно установить необходимость авансирования выполнения ГОЗ в объёмах не менее 90 % от годового объёма, возможно, даже частями в период выполнения работ. В настоящее время при выполнении НИОКР и реализации инвестиционных проектов в рамках ФЦП «Развитие ОПК» предприятия по требованию заказчика обязуются привлекать внебюджетные средства в объёме 70-90 % бюджетного финансирования, но таких средств у предприятий попросту нет.

Для стабилизации финансового положения предприятий ОПК, производящих стратегические материалы и изделия из них, предлагается ограничить размером чистой прибыли объём привлекаемых внебюджетных (собственных) средств при выполнении ГОЗ по НИОКР в рамках ФЦП, производстве оборонной продукции и реализации инвестиционных проектов.

Продукция спецхимии (боевые взрывчатые вещества, пороха, твёрдые ракетные топлива, пиротехнические составы) имеет ограниченный оборот, не подлежит свободной продаже и является собственностью государства на всех этапах их выполнения, поэтому предприятия не имеют возможности продать свою продукцию на свободном рынке (как это делается в гражданском секторе промышленности) и получить дополнительную прибыль.

Ещё одна проблема: ценообразование на продукцию по ГОЗ не учитывает реальный рост цен на материалы и энергоносители. В течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению фактической себестоимости продукции по отношению к плановой за счёт ежегодного роста стоимости сырья и материалов (10-15 %), энергоносителей (11-13 %), налогов. Индексы-дефляторы не учитывают весь реальный рост фактических затрат. В результате предприятия лишаются нормативной прибыли и не имеют возможности вкладывать достаточно средств на перевооружение производства, увеличение заработной платы работникам.

С января 2014 года цены на оптовом рынке электрической энергии (мощности) государством не регулируются. Следовательно, для предприятий оборонно-промышленного комплекса, участвующего в поставках продукции по госзаказу с заключением контрактов по твёрдо фиксированным ценам на несколько лет, появляется значительный риск получить существенные убытки за счёт поставок электроэнергии по «нерегулируемым ценам».

Мы предлагаем: при определении цены продукции, поставляемой по ГОЗ, использовать прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции с нормативной прибылью; на все виды энергетических ресурсов, потребляемых исполнителями гособоронзаказа, государству необходимо установить для энергоснабжающих и энергосетевых организаций госзаказ на объёмы ресурсов и установить на них «твёрдо фиксированную цену».

Проблема многих градообразующих предприятий возникла после выхода постановления Правительства РФ № 184 от 28.02.2015 года «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». Только в Московской области 42 организации лишены права получать компенсацию затрат за предоставление услуг субабонентам, в том числе малому и среднему бизнесу по транспортированию электроэнергии. Только ФЦДТ «Союз» за период с 2014 по 2016 годы понёс убытки более чем на 20 млн. рублей.

ФЦДТ «Союз» является градообразующим предприятием города Дзержинского, в котором за 68 лет построено более двухсот жилых домов, детских садов, социально-культурных объектов, включая более 70-ти трансформаторных подстанций, проложено свыше ста пятидесяти километров электрических кабельных линий 0,38-6 кВ. Сегодня к сетям предприятия подключены 46 субабонентов малого и среднего бизнеса, а также муниципальные объекты, включая водозабор города Дзержинского. С вступлением в действие Закона № 159-ФЗ от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» предприятия, выполняющие гособоронзаказ, не имеют права списывать убытки от оказания услуг другим организациям (коммерческим или муниципальным) на результаты производственной деятельности.

Следовательно, наше предприятие и многие предприятия ОПК Московской области вынуждены будут любыми способами отказываться от субабонентов или нести дополнительные потери.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года Госдума приняла закон об освобождении малого бизнеса от проверок. Сегодня, согласно закону, который вступил в силу с 01.01.2016 года, устанавливается запрет на осуществление в течение трёх лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трёх лет не выявлено нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации. В то же время резко возросло количество проверок крупных предприятий. Так, например, в 2015 году ФЦДТ «Союз» проверялось 17 раз, в том числе по 4 раза Прокуратурой и Ростехнадзором, а также ФМБА, Росприроднадзором, Минтрансом, МЧС и другими. С 01.01.2016 года по 04.04.2016 года ФЦДТ «Союз» проверяли уже 8 надзорных органов. Хотя на сайте Генеральной прокуратуры присутствуют только две годовых проверки в декабре и одна внеплановая в апреле по МСЧ.

Избыточность проверок надзорными органами вызвана, по-видимому, сокращением поля деятельности на поприще малого бизнеса и наличием достаточно большого штата проверяющих. Если ранее надзорные органы контролировали деятельность предприятия в целом, то сегодня вошли в практику проверки по видам деятельности или опасным производственным объектам. Любой вид проверки — это колоссальные отвлечения от основной работы множества (до 40 и более) работников, подготовка сотен документов и справок, а кроме того — непомерные штрафы (до 300 тысяч рублей) за незначительные нарушения.

За последние годы рядом ведомств (Ростехнадзором, МЧС) формируются проекты федеральных законов, норм и правил безопасности, которые не могут быть реализованы без больших финансовых затрат на уровне действующих производств, построенных в 40-80 годах прошлого столетия. Откуда оборонным предприятиям брать финансовые средства на их модернизацию?

Предлагаем: упорядочить законодательно периодичность проведения проверок оборонных предприятий на текущий год, исключив многократные внеплановые и директивные проверки; ввести мораторий на изменение федеральной нормативно-технической документации на эксплуатацию действующих производств, зданий и сооружений, предусматривающих дополнительные финансовые затраты на их реализацию.

Для работников вредных производств в предвоенные годы при дефиците продуктов питания было введено лечебно-профилактическое питание (ЛПП) и обеспечение молоком, которые остаются и до сих пор. Питание работника перед началом смены в тяжёлое военное время позволяло сохранить жизнь и здоровье работника для решения вопросов обороноспособности страны. Сегодня при отсутствии дефицита продуктов питания работники вредных производств просят предоставить им законодательно право выбора: либо пользоваться ЛПП, либо иметь возможность получать за указанное питание денежную компенсацию с отнесением затрат работодателя на себестоимость продукции. Положительный опыт решения подобного вопроса мы имеем по спецмолоку. Приказом Минздравсоцразвития от 16.02.2009 года предоставлено право на денежную компенсацию. При предоставлении работнику права выбора были решены все вопросы между работодателем и работниками.

Подобную практику необходимо распространить и на решение вопросов по ЛПП.

В отчёте о деятельности ЦК профсоюза большое внимание уделено вопросу специальной оценки условий труда (СОУТ). Со вступлением в действие закона № 426-ФЗ от 28.12.13 года «О специальной оценке условий труда» не стало больше ясности с определением класса условий труда на рабочих местах работников производства боеприпасов и спецхимии. Приведённые оценки условий труда справедливы и применимы для химических, нефтехимических и других подобных производств, где принята классификация рабочих мест по гигиеническим критериям условий труда, то есть по содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Однако при нахождении работника во взрыво- и пожароопасных производствах возникают совершенно другие условия, когда он подвержен постоянному риску и никакими оценками ПДК данный риск не ограничить.

Предлагается установить законодательно критерии, по которым работы на взрыво- и пожароопасных производствах могли бы быть отнесены к четвёртому классу опасности (независимо от времени пребывания работника в данных условиях).

И ещё, сегодня социальные гарантии и компенсации, включая право на досрочное назначение пенсии, распространяется только на работников, вступивших в трудовые отношения до 01.01.14 года. А как классифицировать условия труда для работников, вступивших в трудовые отношения после этой даты? На таких работников списки №№ 1 и 2 не распространяются? При принятом законодательно дифференцированном подходе к предоставлению льгот и компенсаций действующим законодательством для новых работников пенсионная льгота не предусматривается. Если это целенаправленная политика Министерства труда и социальной защиты РФ, то новое поколение работников отрасли будет работать с минимальными гарантиями и компенсациями без пенсионных льгот.

Для выполнения задач, стоящих перед предприятием, решающее значение имеет развитие научно-технического потенциала и укрепление кадрового состава предприятия, обучение и своевременная ротация кадров.

Вопросы обеспечения инженерными кадрами достаточно успешно решаются за счёт налаженного взаимодействия с техническими ВУЗами, выпускающими специалистов нужного профиля.

Более сложной является ситуация с обеспечением предприятия рабочими кадрами. В последнее время практически прекратилась подготовка молодых рабочих для предприятий отрасли, поскольку базовые ПТУ перешли в муниципальную собственность, а созданные на их основе учебные заведения не готовят рабочих по профессиям, крайне необходимым для предприятий отрасли. ФЦДТ «Союз» нуждается в рабочих кадрах по профессии токарь, оператор станков с ЧПУ, электромонтёр, слесарь по КИПиА, слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник, монтажник оборудования, аппаратчик.

Для подготовки специалистов в учебных заведениях среднего и начального профессионального уровня необходимо: проводить единую государственную политику по подготовке квалифицированных молодых рабочих в системе бесплатного начального профессионального образования с привязкой к базовым предприятиям; создать отраслевые профессионально-технические училища по подготовке рабочих по специальностям, необходимым для ОПК; обеспечить возможность выпускникам ПТУ отработать по специальности как минимум год. Для этого либо сократить срок обучения в ПТУ, либо разрешить предоставление отсрочки от призыва в армию сроком на два года с целью их адаптации и закрепления полученных знаний и навыков по профессии в условиях предприятия.

Для обеспечения предприятия недостающими рабочими кадрами заключён договор о стратегическом партнёрстве в области профессионального образования между администрацией города Дзержинского, ФЦДТ «Союз» и ЦНО «Угреша».

Правительством Московской области колледжу было выделено 40 бюджетных мест на данные специальности. Студенты будут проходить практику в цехах предприятия, специалисты будут участвовать в их обучении. Эту положительную практику необходимо развивать.

Для закрепления кадров необходимо решать проблему обеспечения молодых специалистов жильём. В настоящее время администрацией Московской области проводится отбор наиболее востребованных молодых учёных и специалистов и молодых уникальных специалистов для участия в социальной ипотеке государственной программы Московской области «Жилище». Ряд наших специалистов приняли участие в этой программе. Мы благодарны администрации Московской области за данное начинание и считаем необходимым продолжить работу, направленную на решение проблем обеспечения кадров жильём.

Администрация и профсоюзный комитет ФЦДТ «Союз» в своей деятельности уделяют большое внимание созданию условий для здорового образа жизни сотрудников.

В 2005 году создан спортивный комитет, который организует проведение ежегодной Спартакиады по 16-ти видам спорта и согласовывает с руководством предприятия моральные и материальные стимулы для участников соревнований. В Спартакиаде участвуют более 30 % сотрудников предприятия различных возрастных категорий, а также члены их семей. Наши спортсмены активно участвуют в городских, областных, республиканских и даже международных соревнованиях, где завоёвывают призовые места.

По итогам Московского областного конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы в 2013 году нашему коллективу было присвоено 1-е место, а в 2014 году вручена премия Губернатора Московской области за победу в конкурсе «Наше Подмосковье» в номинации «За формирование здорового образа жизни».

По нашему примеру активизировалась спортивно-массовая работа на предприятиях отрасли «Спецхимия»: ФКП «Комбинат «Каменский», Алексинский химкомбинат, с командами которых мы соревнуемся по различным видам спорта. Предлагаем обобщить и распространить накопленный опыт и на другие предприятия ОПК. Предприятие неоднократно являлось призёром отраслевых конкурсов и отмечалось как победитель во всероссийских конкурсах «Российская организация высокой социальной эффективности».

ФЦДТ «Союз» обеспечивает жителей города Дзержинского и близлежащих населённых пунктов Московской области и Москвы интересной, перспективной и хорошо оплачиваемой работой.

Уже четвёртое поколение жителей города трудится на предприятии. Стабильность коллектива способствует формированию социально-позитивного имиджа предприятия как крупнейшего научно-производственного центра оборонно-промышленного комплекса страны.

В настоящее время предприятие имеет долгосрочную перспективу развития (вплоть до 2025 года), программу выполнения работ по выпуску научно-технической и промышленной продукции. Коллектив предприятия готов выполнить все самые сложные и важные задачи, направленные на укрепление обороноспособности страны и безопасности государства.

Многие годы работа нашего предприятия неразрывно связана с активной, творческой и плодотворной деятельностью профсоюзной организации. Профессиональные союзы всегда играли большую роль в защите социально-трудовых прав работников оборонной промышленности, а это особенно важно в нынешних экономических условиях (нестабильность на финансовых рынках, колебания курса рубля, экономические санкции).

В каждом подразделении работает цеховой профсоюзный комитет, который на общих собраниях рассматривает различные вопросы, касающиеся работы и жизни коллектива: это и отношения между людьми, и культура производства, и разъяснительная работа о необходимости качественного и ответственного отношения к выполняемой работе. Администрация и профсоюзный комитет прилагают совместные усилия для создания хороших условий для работы и отдыха, уверенности в завтрашнем дне, создания здорового морально-психологического климата в коллективе.

Благодаря активной работе профсоюзного комитета наше предприятие неоднократно удостаивалось звания «Предприятие высокой социальной эффективности» в различных областных и региональных конкурсах. Высокая оценка, прежде всего, показывает отношение к каждому человеку и к коллективу в целом.

Работа профсоюзного комитета как представительного органа работников направлена на постоянное улучшение производственной и социальных сфер, безусловное выполнение всех положений Коллективного договора, предоставление дополнительных к Трудовому кодексу РФ социальных льгот и гарантий работникам предприятия. Наш профсоюз — это равноправный партнёр и помощник в работе. Предлагаем обобщить и распространить накопленный опыт на другие предприятия ОПК.

Наш корреспондент,
фото Павла Гарькавого

 

Сегодня

Новости

ДЕНЬ ДОНОРА

Тебе не сложно прийти и спасти чью-то жизнь? Тогда мы ждем тебя!

Опрос

С какими направлениями работы профсоюзного комитета Вы знакомы?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: